Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Sluh
Я. Баккер. Слух

     Черты барокко в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI-XVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: “драма для музыки”. Идея “драмы для музыки” родилась во Флоренции, в художественном кружке “Флорентийская камерата”.
     Опера стала быстро развиваться, прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства.
     В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы. Большой вклад в развитие оперы внесли композиторы Франции, Германии и Англии.
     В XVIII в. сформировались такие оперные жанры, как опера-сериа и опера-буффа.
     Для оперы-сериа обычно выбирали мифологический или исторический сюжет. Она открывалась увертюрой и состояла из законченных номеров — арий, речитативов и хоров. Главную роль играли большие арии. Обычно они состояли из трёх частей, причём третья являлась повторением первой. В ариях герои выражали своё отношение к происходящим событиям.
     Сложилось несколько типов арий: героические, патетические (страстные), жалобные и др. Для каждого использовался определённый круг выразительных средств: в героических ариях — решительные, призывные интонации, бодрый ритм; в жалобных — короткие, прерывистые музыкальные фразы, показывающие волнение героя, и др. Речитативы — небольшие по размерам фрагменты — служили развёртыванию драматического повествования, как бы двигали его вперёд. Хоры и вокальные ансамбли комментировали происходящее, но участия в событиях не принимали.

Otdih na puti v Egipet
М. Караваджо.
Отдых на пути в Египет (фрагмент)

     Количество действующих лиц зависело от типа сюжета и было строго определённым; то же относится и к взаимоотношениям героев. Установились типы сольных вокальных номеров и их место в сценическом действии. Каждому персонажу соответствовал свой тембр голоса: лирическим героям — сопрано и тенор, благородному отцу или злодею — баритон или бас, роковой героине — контральто.
     К середине XVIII в. стали очевидны недостатки оперы-сериа. Исполнение нередко приурочивалось к придворным торжествам, поэтому произведение должно было заканчиваться благополучно, что иногда выглядело неправдоподобно и неестественно. Часто тексты были написаны искусственным, изысканно манерным языком. Композиторы порой пренебрегали содержанием и писали музыку, не соответствовавшую характеру сцены или ситуации; появилось много штампов, ненужных внешних эффектов. Певцы демонстрировали собственную виртуозность, не задумываясь о роли арии в произведении в целом.
     Оперу-сериа стали называть “концерт в костюмах”. Публика не проявляла серьёзного интереса к самой опере, а ходила на спектакли ради арии знаменитого певца; во время действия зрители входили и выходили из зала.
     Опера-буффа сформировалась также у неаполитанских мастеров. Если в опере-сериа на первом плане — арии, то в опере-буффа — разговорные диалоги, чередовавшиеся с вокальными ансамблями. В опере-буффа совсем иные главные действующие лица. Это, как правило, простые люди — слуги, крестьяне. В основе сюжета лежала занимательная интрига с переодеваниями, одурачиванием слугами глупого богатого хозяина и т. п. От музыки требовалась изящная лёгкость, от действия — стремительность.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz