Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Алессандро Скарлатти
 


Dama igraushaya na lutne
Я. Стен.
Дама, играющая на лютне

     К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы — повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки.
     Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто. Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре (диапазон звучания голоса) пение отличала лёгкость и прозрачность тембра, в низком — бархатная мягкость и густота. Исполнитель должен был уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков — колоратуры. Особое требование составляла ровность звучания голоса — в медленных мелодиях не должно быть слышно дыхания.
     Опера-сериа утвердилась в творчестве Алессандро Скарлатти — основателя и крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. За свою жизнь он сочинил более ста таких произведений.
     Благодаря Алессандро Скарлатти были определены основные черты оперы-сериа :
     сюжет — исторический, легендарный, античный, мифологический;
     стержень — любовная интрига;
     герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях;
     главенствующее значение музыки;
     текст носит обобщающий характер;
     выдвижение на центральное место сольной вокальной арии, причем другие музыкальные или драматические элементы отошли на второй план, вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная;
     большая роль принадлежит оркестру. Скарлатти выработал форму итальянской увертюры, основанной на последовательности темпов “быстро — медленно — быстро”;
     четкое разделение оперного речитатива на два вида — recitativo secco (“сухой” речитатив с аккомпанементом одного клавесина) и recitativo accompagnato (“аккомпанированный” речитатив с поддержкой всего оркестра).

Molodaya genshina i dva mugchini igraushih na teorbe
Г. Терборх.
Молодая женщина и двое мужчин, играющих на теорбе

     Среди опер Алессандро Скарлатти выделяются “Розаура” — своими четко построенными ариями и аккомпанированными речитативами; “Тигран” — большим составом оркестра; “Триумф чести” — единственная комическая опера композитора.
     Хотя достижения Скарлатти в оперном жанре затмили его инструментальные произведения, нельзя не признать, что камерно-ансамблевые и клавирные произведения композитора демонстрируют блестящее мастерство в применении разнообразных выразительных средств.
     За свою жизнь Алессандро Скарлатти написал 64 оперы из примерно 115 существовавших, а также 20 ораторий, 19 серенад и праздничных кантат, 29 кантат для двух солирующих голосов, шестистах сольных кантатах с бассо континуо, 61 сольную кантату с инструментальным сопровождением, 8 мадригалов, 10 месс и 57 мотетов. Кроме того, имеются 12 симфоний для малого оркестра, струнный квартет, сонаты для разных инструментальных составов, 29 токкат, 2 сюиты, 2 цикла вариаций, 6 прелюдий и фуг, 6 концертов для клавесина и 3 органных фуги.

     А. Скарлатти. Ария из оперы “Солнце Ганга”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz