Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     Театральное искусство XVII века в Италии развивалось по двум направлениям: народная импровизационная драма и опера.

Teatr na ploshadi
Театр на площади

     Из года в год в Италии на карнавальных праздниках, на маскарадах появлялись остроумные, ловкие, талантливые мастера импровизаций и лицедейства. В Венеции любили маски ловких и пронырливых, гораздых на всякие выдумки парней — Бригеллы и Арлекина, слуг дзани. На народных увеселениях родились маски персонажей первого европейского профессионального театра — комедии дель арте.
     Оперный театр — особый вид, особая форма музыкального театра. Музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью. Опера использовала композицию драмы как сценарий для театрального действия, а литературный текст — как тему для арий, дуэтов и хоров.
     В оперном искусстве драма как литературная форма была в подчинении у музыки, вокальной и инструментальной. Музыкальная основа оперы лишала сценическое действие той динамичности, которая была так развита в комедии дель арте и была доступна даже обыкновенной пьесе, будь то трагедия или комедия.
     Зрелищность в опере достигалась не действием, а декорациями. Именно опере театр в наибольшей степени обязан развитием сценической архитектуры и живописи.
     Развитие оперы потребовало новой архитектуры театрального помещения, иного устройства сцены. Первым, кто попытался ввести на сцене меняющиеся декорации, был Джованни Батиста Алеотти. Алеотти углубил сценическую площадку до 20 м, а впереди площадки, обращенной к зрителю, возвел арку и тем самым создал то, что впоследствии стали называть сценической коробкой. Арка давала возможность закрыть на время сцену занавесом и произвести смену декораций. Боковые стены, имевшие по несколько проходов на сцену, способствовали появлению кулис. Кулисы и задник сценической коробки расписывали таким образом, чтобы они давали изображение места действия пьесы или оперы.

Театральные декорации

     Барочный век обогатил театр живописными костюмами. Если раньше действующее лицо всегда выступало в одном наряде, имевшем признаки сословной принадлежности персонажа, а комедия дель арте сочетала признаки профессиональной одежды (купец, доктор, юрист) с устойчивой характеристикой психологического типа (болтун, хвастун), то барочный театр усиливает эстетический элемент одежды и вместе с тем стремится к внешнему разнообразию костюмов.
     Костюм, созданный художником, становится важным декоративным элементом представления. Боле того, он даже начинает влиять на моду придворного общества.
     Изменился и сам театр. Теперь это закрытое отдельное помещение, предназначенное только для театра. Происходит постепенное вытеснение открытого театра театром в закрытом помещении.
     Возникает проблема освещения. Разрабатываются различные осветительные эффекты: яркий свет, полумрак, темнота с мерцающими огнями. Применяются дымовые завесы и, наконец, излюбленный сценический эффект барочного театра — пожар. На сцене все двигалось: и актеры, и сценическое убранство.
     Мир барочного театра подвижен и изменчив. Вся система художественных средств была направлена на то, к чему стремилось искусство барокко, — удивлять и поражать воображение человека.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz