Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Вильгельмсхее (Германия).
Карлбергские сады
 


     Стиль барокко оказал значительное влияние на развитие паркового искусства. Владельцы домов превратились в настоящих фанатов обустройства садов. На их разведение тратились немалые средства. Ставилась задача — удивить новизной замысла, остроумием, разнообразием зрелищных эффектов. Это соответствовало эстетике барокко в целом.

Alleya sta fontanov
Лигорио Пирро.
Аллея ста фонтанов. Триволи

     В Европе получил распространение итальянский террасный сад с расположенными на разных уровнях каскадами воды, бассейнами, гротами, нимфеями, павильонами, фонтанами. Террасы соединялись земляными пандусами, каменными лестницами и подводили к расположенному на склоне дворцу. Декорированные скульптурами аллеи и выложенные гравием или ракушками прогулочные дорожки вели к строго продуманным смотровым площадкам или “зелёным кабинетам”, гротам, павильонам, которые неожиданно возникали среди растений. Для того чтобы струящаяся вода вызывала тонкие слуховые ощущения, в фонтанах или в каскадах порой специально монтировались музыкальные устройства. Всюду скрывались аллегории, предназначенные для прочтения и разгадывания. Статуи изображали аллегорических персонажей, связанных с темой природы, моря, гроты символизировали уход в прошлое. И в то же время эта непростая иносказательность уживалась с поражающей воображение броскостью, неожиданными эффектными поворотами мысли.

Terrasnie sadi
Террасные сады. Камп

     Во всём присутствовал элемент игры, театральности. Стрижка деревьев в виде фигур людей, животных, ваз, архитектурных деталей вполне отвечала эстетике века, ценившего всяческие курьёзы. Фонтаны-шутихи окатывали струями воды случайно их задевшего. Барочные сады в равной степени были предназначены и для праздничных действ с цветными фейерверками по ночам, и для уединённого отдыха. Прогуливающийся среди этих красот природы и труда (теперь появилась постоянная должность садовника) был очарован разнообразием и увиденной картины. Для театральных постановок специально возводились павильоны в виде полукруглых стен из туфа с нишами, населёнными статуями.

Ugolok sada s fontanom
Лигорио Пирро.
Уголок парка с фонтаном. Триволи

     Сад барокко обсаживался плотными рядами деревьев или кустарников, определяющими его чёткие границы. Популярные в Европе ароматические растения создавали разнообразные обонятельные эффекты. Среди увлекающихся садоводством особенно ценились луковицы тюльпанов, привозимые из Голландии и стоившие очень дорого даже на родине. В целом сад отличался пышной растительностью, скрывавшей здание. Огромное значение придавалось видам из окон, с балконов, со смотровых площадок в самом саду, перспективам. Иллюзия раскрытия пространства в глубину, кропотливо создаваемая в доме, продолжала успешно развиваться и за его пределами.
     Обычно виллы, имеющие прямоугольную форму, ставились на склоне холма. Поверхность холма использовалась для создания парка и организации подхода к вилле. По главной оси и подходу к вилле располагались лестницы, террасы, гроты, каскады. Все остальные площадки, спуски, дорожки имели второстепенное отношение к дому.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006  
Используются технологии uCoz