Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
|
Ф. Борромини.
Сан Карло алле Куатро Фонтане |
В архитектуре барокко господствует не традиционный прямоугольник, а эллипс и многогранник, сложные криволинейные формы; линия, изгибаясь, прерывается. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Ордер становится объектом довольно сильных деформаций: нарушение ритма, растяжение, скручивание, наложение одних элементов на другие — сама целостность ордера подвергается сомнению. Чем заметнее украшения проемов, тем меньшую роль играет ордер в организации фасада. Наблюдается изобилие лепнины и многочисленных украшений.
|
К. Г. Мервилль. Падшие ангелы |
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре — живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Барокко выразилось в чрезмерно живописной росписи стен и потолка. Необходимой частью интерьера становятся огромные зеркала, доходившие до потолка. В совокупности с оригинальной плафонной живописью, превращающей потолок в небо, они создают впечатление необъятности интерьерного пространства. Таким образом реализуется один из принципов эстетики барокко — порождать иллюзию.
Великолепие и богатство интерьера усиливается художественно и декоративно оформленной мебелью (искусная резьба, золоченая бронза, серебро, латунь, применяется шпалерная ткань и узорный шелк) и изящными дорогими изделиями прикладного искусства (кубки, бокалы, посуда, солонки и ларцы, украшенные яркой росписью, драгоценными камнями и золотом и даже замки и ключи). Все это производило впечатление пышности и парадности интерьера.
|
Б. Виттоне.
Купол церкви Санта Кьяра |
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм;
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре: овал в линии здания, архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
|
Б. Нойман. Аббатство в Нересхайме
|
д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства;
е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера);
ж) в литературе также можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности;
з) в театре — условность, витиеватость стиля, своеобразный язык с включением простонародных слов, динамика действия, сложная композиция, напыщенность.
7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке).
В эпоху барокко произведения искусства активно стремятся соединиться с другими. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно.