Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Hudognik v svoey masterskoy
А. ван Остаде.
Художник в своей мастерской

     Живопись барокко получает распространение как в связи с архитектурой, так и в качестве отдельного вида искусства. В синтезе с архитектурой живопись безоговорочно подчиняется архитектуре. Стены и плафоны интерьеров сплошь покрывают живописные панно, создающие иллюзию безграничного пространства (монументальная живопись).
     Художников привлекают сюжеты, наполненные драматическим пафосом: силой и торжеством победителя над отчаянием и слабостью побежденного. Восхищение могуществом победителя рождает в человеке столь же сильное чувство к побежденному.
     “Война в искусстве этого времени играет почти ту же роль, как и в искусстве эллинско-римской эпохи... Мощь победителя становится грубым насилием, величавость... становится патетическим жестом, а слабость побежденных — сентиментальной мягкостью. Отсюда то множество мифологических изображений борьбы между мужчиной и женщиной, которое встречаем именно в то время: Аполлона и Дафны, Плутона и Прозерпины, переданной всего выразительней в картинах Рубенса “Битва амазонок”, “Похищение дочерей Левкиппа”. И здесь мы видим страстный гнев и сентиментальная размягченность являются только внешними формами выражения драматической возбужденности эпохи” (Кон-Винер, немецкий искусствовед).

Detstvo Zevsa
Я. Йорданс. Детство Зевса (Воспитание Юпитера)

     Художники барокко, используя знания о строении человеческого тела, его движении и пластике, доводят до крайней, предельной степени его объемную и эмоциональную выразительность. Резкость движений, внезапность поворотов придают ощущение быстротечности мгновения, которое вот-вот закончится, а фигуры в энергичном порыве продолжат свою борьбу.
     В живописи находят воплощение не только мифологические сюжеты, в ней отражается сама жизнь в ее сложности и разнообразии. Живописные сюжеты призваны через аллегории возвеличивать сильных мира сего, как это делает великий фламандец Рубенс в серии картин, посвященных Екатерине Медичи; трактовать характеры современников (Веласкес — в Испании, Караваджо — в Италии, Рембрандт — в Голландии); передавать простой, непритязательный, но по-своему очаровательный и неповторимый мир горожан (как это делают замечательные нидерландские художники Ф. Халс, Ян Вермер Делфтский) или в характерной выразительности, доходящей до гротеска, изображать крестьянские и городские сценки.

Portret roti
Ф. Халс. Портрет роты

     В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz