Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


К. Рен. Хэмптон-Корт.
Гостиная королевы
 


Kapella
А. Мансар. Р. де Котт.
Капелла. Версаль

     Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр. Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра — остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Здесь сосредоточивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей как правило выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.
     Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками — характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы. Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения.

Universitetskaya biblioteka
И. Т. Штаммель.
Университетская библиотека. Адмонт

     Широко применялась обшивка стен деревянными панелями, причем как сделанными из дерева в его естественном цвете и фактуре, так и окрашенными в различные цвета: белый, светло-зеленый, светло-голубой. Стены украшались гобеленами, позднее же сочетание дерева и гобеленов сменилось росписью стен и потолков, имитирующей роскошные и причудливые материалы, — например, мрамор, черепашьи панцири, лазурит. Плоскости стен украшали также элементами ордеров — пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живописью в обрамлении скульптурных гирлянд, волют. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали шёлком и бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями.
     Полы обычно выполнялись из просто обработанных деревянных досок, которые покрывались соломенными циновками. Паркетные полы также вошли в моду. Во Франции паркет делали преимущественно ромбовидной формы и покрывали его персидскими, турецкими коврами, в то время как в Германии и Скандинавии богато инкрустированные деревянные полы часто покрывались для защиты соломой. Главные же комнаты нижних этажей в роскошных голландских домах были выстланы плитками из черного и белого мрамора.
     Двери обрамлялись горизонтальными живописными панно. Деревянные переплеты окон сменились свинцовыми. Появились раздвижные окна, использовавшиеся во Франции с 1640 г. Ставни были наружными и всевозможных очертаний — к примеру, в Нидерландах верхняя часть окон не закрывалась. Первоначально большинство окон было без занавесей, но ближе к концу века появились легкие шелковые парные занавеси на карнизах с кольцами, скрытыми ламбрекенами. Ткань занавесей часто подбиралась под обивку стен и мебели.

Bolshaya gallereya
Большая галерея.
Шенбрунн. Вена

     Большие зеркала не производились до конца века, но в помещениях, чтобы создать впечатление света и пространства, часто развешивали группы зеркал. Свечи применялись в изобилии, а подсвечникам придавались различные формы: тут и напольные канделябры, и настенные бра, и низко висящие люстры. Материалом для нарядных подсвечников служили латунь и всевозможные сплавы олова, серебро же стало популярно лишь к концу века.
     В большинстве стран для изготовления солидной резной мебели прямоугольных очертаний применялся дуб, а к концу века в богатых домах в моду вошел орех, часто с инкрустацией (маркетри). Высокие барочные стулья имели гнутые или витые ножки, резные спинки и сиденья из плетеной соломки или обтянутые бархатом. Мебель в стиле Людовика XIV, тяжеловесная и громоздкая, была популярна по всей Европе.
     В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей. Прямые линии постепенно вытиснились криволинейными контурами, придающими декору динамику и живописность.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006  
Используются технологии uCoz