Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     Музыкальная композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе. Вольтер

Allegoria muziki
Л. Липпи.
Аллегория музыки

     В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко. Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к соединению разных видов искусства.
     Целью музыки в это время являлось служение Богу и украшение человеческой жизни.
     На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии. В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки — гомофонно-гармонический.
     Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово “духовный” имеет более широкое значение, чем “церковный”.
     Основные духовные жанры XVII-XVIII вв. — кантата и оратория. Возросло значение инструментальной музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства — опера.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz