Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     В 1581 году жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую республику Соединенных провинций. Среди них в культурном и хозяйственном отношении лидировала Голландия, поэтому вскоре так стали называть всю страну.
     Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые, так как государственной религией стал кальвинизм (вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства). Они обратились к окружающей их действительности, будничным событиям. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы говорят о том, что многие из них предназначались для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.
Avtoportret
Рембрандт ван Рейн.
Автопортрет

     Вершина голландской школы — творчество Рембрандта. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его “первым еретиком в живописи”. Хотя впоследствии их самих стали называть “малыми голландцами” — чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт.
     Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 г. в городе Лейдене в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете целиком посвятил себя искусству.
     Картины Рембрандта так называемого лейденского периода (“Принесение во храм”, “Апостол Павел”, “Симеон во храме”) преимущественно посвящены библейским темам и написаны отчасти в духе Ластмана. В работах великого голландского художника Рембрандта редко встречаются сцены явной борьбы, и тем не менее эпоха нашла в них особенно полное свое выражение. Сила чувств и борьба передаются в его произведениях контрастами света. Именно мощь света, с помощью которых художник моделирует фигуры, придает им движение. Контраст освещенных фигур и затемненного фона рождает свойственные для стиля барокко эмоциональность, взволнованность, напряженный драматизм.

Urok anatomii doktora Tulpa
Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Тюлпа

     Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа”, в которой художник по-новому решил проблему группового портрета, принесла ему широкую известность. Он получает много заказов, в его мастерской работают многочисленные ученики. В эти годы Рембрандт много работает в жанре портрета: пишет портреты состоятельных бюргеров, автопортреты, портреты близких людей (“Улыбающаяся Саския”, “Флора”).

Flora
Рембрандт ван Рейн. Флора

     Работам этого времени порой свойственны театрализованные внешние эффекты (“Автопортрет с Саскией” (“Веселое общество”)), внешняя патетика и динамизм барокко (“Ослепление Самсона”). Особое место в творчестве Рембрандта этого периода занимают картины на мифологические сюжеты, которые трактуются художником в нетрадиционной манере, далекой от классических канонов и традиций (“Похищение Ганимеда”, “Даная”).
     Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и эстетическими запросами современного ему общества, проявился в 1642 г., когда картина “Ночной дозор” вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал, по существу, историческую картину.

Nochnoy dozor
Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор

     В 1640-е гг. приток заказов сокращается, в мастерской Рембрандта остаются лишь наиболее преданные ученики. Жизненные обстоятельства осложняются смертью его жены Саскии. Творчество художника утрачивает присущие ему ранее внешнюю эффектность и ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены (“Святое семейство”, “Христос в Эммаусе”, “Сусанна”).

Vozvrashenie bludnogo sina
Рембрандт ван Рейн.
Возвращение блудного сына

     1650-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости Рембрандта. В композициях этого периода художник часто обращается к крупнофигурным сценам (“Иаков, благословляющий детей Иосифа”). В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов (“Сын Титус за чтением”, “Портрет старика в красном”).
     В 1661 г. художнику была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии (“Заговор Юлия Цивилиса”, сохранился фрагмент). Это произведение не было принято заказчиками из-за его сурового реализма.
     К позднему периоду творчества художника относится также целый ряд религиозных композиций (“Ассур, Аман и Эсфирь”, “Давид и Урия”, “Возвращение блудного сына”), групповые и одиночные портреты (“Синдики”, “Портрет поэта Иеремиаса де Деккера”, “Еврейская невеста”). Произведения позднего Рембрандта отличаются необыкновенной глубиной психологических характеристик.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz