Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Voznecenie Bogomateri
Дж. Ланфранко.
Вознесение Богоматери

     Традиции монументальной живописи барокко сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых.
     У истоков монументальной живописи барокко стоит художник из Пармы Джованни Ланфранко. На выполненной им купольной фреске римского храма Сан Андреа делла Балле «Вознесение Богоматери фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх — в небесную высь.

Allegoria bogestvennogo providenia
П. да Кортона. Аллегория божественного провидения

     Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро да Кортоны. Композиция “Аллегория Божественного провидения” из палаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.
     Во второй половине XVII в. плафонная живопись барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баттиста Гаулли, по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон римского храма Иль Джезу “Триумф имени Иисуса”. На нём изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз — в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо. Самая замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы (сплетённых в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображённый.
     Характерный приём живописи барокко — “прорыв” в заоблачную высь — мастерски применил художник Андреа Поццо в лучшей своей фреске “Святой Игнатий Лойола в раю” церкви Сант Иньяцио в Риме. Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сиена кажется вознесённой на головокружительную высоту. Поццо изобрёл множество новых ракурсов — в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов.

Vakh so svitoy iz faraonov i satirov
Л. Джордано. Вакх со свитой из фавнов и сатиров

     Последним известным представителем монументальной живописи барокко стал Лука Джордано. Современники называли его “быстрым Лукой”, потому что огромные росписи он выполнял в удивительно короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его произведениях механически смешиваются разные стили без какого бы то ни было серьёзного осмысления. Однако именно Лука Джордано, работавший во многих городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz