Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Vakhanka
А. Карраччи. Вакханка
     Церковь объявила себя хранительницей вечных ценностей и вековой национальной славы Италии, высшим проявлением которой является художественное творчество. Поэтому итальянская живопись тяготела к монументальности и парадности, в ней преобладала религиозно-мифологическая тематика.
     В 1585 году Аннибале Карраччи и его братья Агостино и Лодовико основали художественную мастерскую. Это было свободное объединение художников с упорядоченной системой преподавания и значительным вниманием к вопросам теории. Братья Карраччи считали, что есть вечный идеал красоты, берущий начало в искусстве античности, что существуют общие критерии истинного искусства и совокупность твердых правил при их реализации. Поэтому, чтобы стать художником, надо учиться на примере уже созданных великих произведений.

Susanna i starci
С. Риччи. Сусанна и старцы
     Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен. Это и Себастьяно Риччи, который писал на мифологические, библейские и исторические сюжеты. В лучших из его полотен есть все: праздничность, динамика, своеобразные переливы красок, которые рождают солнечный свет, играя на одеждах и лицах. Его произведениям свойственна театральная патетика, преувеличенная резкость эффектов, сочетание ярких красок.
Apollon i Dafna
Дж. Тьеполо. Аполлон и Диана

     И блистательный мастер барокко — Джованни Батисто Тьеполо — художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”. Живопись его необычайно празднична и воздушна. Тьеполо в своем искусстве смог органично соединить пафос и гротеск, ощущение необъятного пространства и любование мельчайшей деталью. Но самое главное — это цветовое решение полотен художника, где солнечный свет, объем тел, блеск доспехов и тканей — все составляет такую великолепную, богатейшую цветовую гамму.
     К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску — все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма. Для его работ характерна мрачная, холодная красочная гамма, нервный, «пляшущий» мазок, искажение пропорций (“Буря”, “Вакханалия”).

Burya
А. Маньяско. Буря

     Выдающимся мастером барокко был Караваджо, живописи которого присущи следующие черты: жесткость и плотность фактуры, приближение фигуры к переднему плану, цельность и строгая соотнесенность частей, детализация.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz