Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Портрет М. Караваджо
 


Vakh
М. Караваджо. Вакх

     Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. В 1584-1588 гг. учился в Милане у С. Петерцано.
     Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг.) с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели (“Маленький больной Вакх”), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве (“Мальчик с корзиной фруктов”).

Korzina s fruktami
М. Караваджо. Корзина с фруктами

     Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете народное начало (“Вакх”), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи — натюрморта (“Корзина с фруктами”) и бытового жанра (“Шулера”, “Гадалка”). Религиозные картины получают у него новую, интимно-психологическую интерпретацию (“Отдых на пути в Египет”, “Успение Марии”).

Hristos v Emmause
М. Караваджо. Христос в Эммаусе

     К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю (“Лютнист”).

Lutnist
М. Караваджо. Лютнист

     Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Для них характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный, насыщенный колорит.
     На рубеже XVI-XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — “Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz