Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Avtoportret
П. П. Рубенс.
Автопортрет с женой Изабеллой
Брандт в зарослях жимолости

     В искусстве Фландрии было преобладание живописи, определяющей пути развития скульптуры, архитектуры, художественной промышленности. Фламандская живопись была вторым после итальянского искусства ярчайшим порождением стиля барокко. Наряду с исконными национальными традициями фламандское художественное искусство впитало в себя и творческие изыскания Караваджо, и академичность братьев Карраччи.
     Фламандская живопись была создана одним человеком, даже можно указать год, когда это произошло, — 1608. Это год возвращения из Италии в Антверпен фламандского художника Питера Пауля Рубенса.
     Рубенс органично претворил наследие итальянского Возрождения (единство мира, жизнеутверждение, прославление человека как центра мироздания), новой культурной эпохи (высший динамизм, пластичность, резкость, разомкнутость композиции, страдание и горе в тематике, монументальность, декоративность, торжественность), национальные традиции (реализм). Рубенс явился творцом парадного портрета.
     Из числа близких к Рубенсу фламандских художников наиболее значимой фигурой был Антонио Ван Дейк. Для его картин характерна внешняя эффектность, барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая реалистичность и достоверность (“Оплакивание Христа”, “Портрет Карла Первого”, “Коронование терновым венцом”, “Бегство в Египет”). Ван Дейк благодаря Рубенсу приобрел реалистическое чутье в изображении явлений действительности и умение составлять сложные композиции на религиозные и мифологические сюжеты.

Oplakivanie Hrista
А. ван Дейк. Оплакивание Христа

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz