Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


П. П. Рубенс. Автопортрет
 


     Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — Бог. Делакруа.

     Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Пройдя школу нескольких фламандских живописцев, он в 1598 г. становится мастером.

Snyatie s kresta
П. П. Рубенс. Снятие с креста

     В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров.
     Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ — от первого министра короля герцога Лермы. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.
     В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. (“Автопортрет с Изабеллой Брандт”). В 1610-е гг. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей (“Воздвижение креста ”, “Снятие со креста”).
     В 1612-1620 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины (“Персей и Андромеда”, “Похищение дочерей Левкиппа”, “Союз Земли и Воды”, “Венера перед зеркалом”, “Битва амазонок”); сцены охоты (“Охота на гиппопотама и крокодила”); пейзажи (“Возчики камней”); религиозные композиции (“Страшный Суд”).

Ohota na gippotama
П. П. Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила

Rogdenie Marii Medichi
П. П. Рубенс.
Рождение Марии Медичи

     В 1620-е гг. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца (“История Марии Медичи”), пишет парадные аристократические портреты (“Портрет Марии Медичи”, “Портрет графа Т. Эренделя с семьей”), исполняет ряд интимно-лирических портретов (“Портрет камеристки инфанты Изабеллы”), создает композиции на библейские темы (“Поклонение волхвов”).
     В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фаурмента.
     Рубенс целиком отдается творчеству. Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, например, эскизы триумфальных арок по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда, но чаще пишет небольшие картины. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах (“Вирсавия”), создает более 20 портретов Елены (“Шубка”, “Портрет Елены Фаурмент”).
     Тематика произведений этого времени разнообразна. Наряду с поэтическими пейзажами (“Пейзаж с радугой”, “Пейзаж с замком Стен”), Рубенс писал сцены деревенских празднеств (“Кермесса”). Последние произведения Рубенса — “Суд Париса”, “Три грации”, “Вакх”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz