|
Эль Греко. Несение креста |
Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.
Яркий представитель испанской живописи эпохи барокко — Доменико Теотекапуле (Эль Греко) — художник рубежа XVI-XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на масляничной горе”, “Лаокоон”, “Моление о чаше ”.
Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения.
Но не картины Эль Греко украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были Франческо Сурбаран, Хусепе Рибера и Диего Веласкес.
|
Ф. Сурбаран.
Отрочество Богоматери
|
Франческо (Франсиско) Сурбаран — автор картин “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”, “Мадонна с младенцем ”. Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью. На своих полотнах от изображал жизнь монастырей, жития святых. Художника переполняло мощное ощущение жизни, и оно вторгалось в его работы, насыщая образы глубоко сдержанной духовностью, глубиной чувств и суровой красотой.
|
Х. Риберо.
Св. Иероним и архангел Михаил |
Основные сюжеты картин Хусепе Рибера — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса ”, “Апостол Яков-старший”. Рибера неоднократно обращался к мифологическим сюжетам. Но в своих работах он не увлекался изображением идеальных пропорций человеческого тела, гармонии человека и природы, любовных идиллий, а, скорее, подчеркивал проявление животной низменности человеческих пороков.
Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из стен храмов. Но это сделал Диего Веласкес — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композици, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи.
Художником, завершившим “золотой век” испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. “Девочка с фруктами”, “Мальчик с собакой”.
Но в зрелые годы творчества он все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: “Святое семейство”, “Бегство в Египет”, “Поклонение волхвов”. В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции.
Испанское искусство было далеко от целостности и стилевого единства. Может быть, именно это явилось причиной рождения столь ярких, одаренных, в чем-то очень похожих, но глубоко индивидуальных художников.