|
Д. Веласкес. Христос в Эммаусе |
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Живописи обучался сначала в мастерской Ф. де Эрреры-старшего, затем — у Франсиско Пачеко. В 1617 г. Веласкес получает звание мастера и в скором времени открывает свою собственную мастерскую.
До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые “бодегонес” (исп. “харчевня”) — сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты (“Завтрак”, “Водонос”). В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы (“Христос в Эммаусе”, “Христос в доме Марфы и Марии”).
В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Он пишет портреты королевских особ и придворных.
В августе 1628 г. в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Питер Пауль Рубенс. На протяжении последующих девяти месяцев живописцы много общались; Веласкес сопровождал Рубенса во всех его поездках и предоставил в распоряжение великого фламандца одну из своих мастерских.
Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины “Вакх” (“Пьяницы”), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Картина очень понравилась королю, он наградил Веласкеса золотой медалью и дал ему разрешение на поездку в Италию.
В 1634 г. Веласкес написал картину “Сдача Бреды”, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Веласкес был блестящим портретистом. Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он создает целую галерею портретов, изображающих различных представителей испанского общества: конные парадные портреты (“Конный портрет герцога Оливареса”, “Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса”, “Конный портрет Филиппа IV”); охотничьи портреты королевских особ (“Филипп IV на охоте”); поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (“Хуан Матеос”, “Герцог Оливарес”, “Дама с веером”); серия портретов королевских инфант (“Портрет инфанты Маргариты”). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (“Портрет Хуана Австрийского”, “Эль Примо”, “Эль Бобо из Кории”).
Д. Веласкес. Венера перед зеркалом
В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: “Менины” (“Фрейлины”), в которой изображен частный эпизод придворной жизни, и картину “Пряхи”, живописующую сцену в королевской мастерской ковров.