Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Генри Пёрселл
 


Urok muziki
Я. Вермер ван Делфт.
Урок музыки,
или Кавалер и дама у спинета

     XVII век стал для Англии временем важных общественно-политических перемен. Буржуазная революция и гражданские войны 1642-1646 гг. и 1648 г. завершились падением монархии и установлением республики. К власти пришли сторонники пуританства — одного из направлений протестантизма. Проведённые ими реформы затронули не только социальную, но и культурную жизнь страны.
      Пуритане отвергали церковную музыку, созданную в предшествующие столетия: сжигали ноты, разрушали органы, скрипка была объявлена инструментом греховным. Светское искусство, особенно театр, считалось греховной роскошью.
      В 1660 г. произошла реставрация (восстановление) монархии: на трон взошёл Карл II Стюарт. Художественная жизнь сосредоточилась вокруг королевского двора. Карл II, вернувшись на родину из французской эмиграции, стремился подражать Людовику XIV. Возобновилась деятельность Королевской капеллы; при английском дворе давала представления итальянская оперная труппа, выступали известные певцы и инструменталисты.
      Английские музыканты вновь получили возможность знакомиться с достижениями итальянских и французских мастеров. В это время творили крупнейшие композиторы Генри Пёрселл и Фридрих Гендель.

Dama stoyashaya u spineta
Я. Вермер ван Делфт.
Дама, стоящая у спинета

      Генри Пёрселл родился в Лондоне в семье придворного музыканта, учился в Королевской капелле, затем был зачислен на придворную службу. Там Пёрселл следил за сохранностью музыкальных инструментов, своевременно их чинил и настраивал. Это помогло будущему композитору изучить особенности звучания различных инструментов.
      За свою короткую жизнь Пёрселл написал много вокальных, инструментальных, музыкально-театральных произведений, наиболее значительное из которых — опера “Дидона и Эней”. Это первая английская национальная опера.
      В отличие от монументальных опер Монтеверди или Люлли сочинение Пёрселла невелико по размерам, действие развивается стремительно. Либретто оперы (автор Николас Тэйт) было написано по мотивам героического эпоса “Энеида” римского поэта Вергилия.
      Один из защитников Трои — Эней после падения города отправляется странствовать. Буря прибивает его корабль к берегам Африки. Здесь он встречается с Дидоной, царицей Карфагена. Дидона полюбила Энея и, когда герой по велению богов её покинул, лишила себя жизни. В опере Пёрселла вестника, разлучившего героев, посылают не боги, а лесные ведьмы (популярные персонажи английского фольклора). Эней принял обман за священный долг перед богами и погубил самое ценное — любовь.
      Отличительная черта творчества Пёрселла — гармоничность. Для его творчества характерны:
      опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения;
      соединение национальных традиций в музыке савторской индивидуальностью;
      музыкальная образность;
      драматизм и трагизм в мировосприятии;
      принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах;
      композиция крупного плана с большой цельностью частей.

     Финальная ария Дидоны из оперы “Дидона и Эней ”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz