Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Poshett
Пошетт

     СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Предшественниками современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса — являются виолы. Они появились в конце XV — начале XVI вв. и вскоре, благодаря мягкому и нежному звучанию, стали играть ведущую роль в оркестрах.

Alt
Альт

     Постепенно виолы были вытеснены новыми, более совершенными струнными смычковыми инструментами. В XVI-XVII столетиях над их созданием работали целые школы мастеров. Наиболее известные из них — династии скрипичных мастеров, возникшие на севере Италии — в городах Кремона и Бреша.
     Родоначальник кремонской школы — Андреа Амати. Особенно прославился своим искусством Николо Амати, его внук. Он сделал устройство скрипки почти совершенным, усилил звучание инструмента. При этом мягкость и теплота тембра сохранились.
      Семейство Гварнери работало в Кремоне в XVII-XVIII вв. Основатель династии — Андреа Гварнери, ученик Николо Амати. Выдающийся мастер Джузеппе Гварнери разработал новую модель скрипки, отличную от инструмента Амати.
     Традиции школы Амати продолжил Антонио Страдивари. Он учился у Николо Амати, а в 1667 г. открыл собственное дело. Страдивари больше, чем другим мастерам, удалось приблизить звучание скрипки к тембру человеческого голоса.

     КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Клавишные инструменты существовали еще в средние века. Самый старый из них — орган — духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Klavikord
Клавикорд

     Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.
     Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик (тангент) ударял струну.

Klavesin
Клавесин

     Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Звук в клавесине извлекается птичьими перышками или кусочками кожи. К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино.

Spinet
Спинет

     Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.
     Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV-XVII вв., — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Как правило, он был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz