|
Я. Стен. Автопортрет с лютней |
История инструментальной музыки XVII в. — это история создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты.
В середине века появляется соната как цикл нового типа. Появление сонаты породило поиск новых тем, расширение рамок композиции, самоопределение частей, а также контрастность динамики и лирики.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл. Создается новый тип концерта — concerto grosso — многочастная композиция для камерного оркестра. В нем выделяется солирующая группа, оркестровые и сольные эпизоды чередуются, уступая место друг другу.
Каждая из частей концерта движется в одном ритме и подчинена одному эмоциональному состоянию: таково было требование авторитетной во времена барокко теории аффектов — каждая музыкальная мысль должна иметь достаточно места для роста и развития и не перескакивать суетливо на другие мысли, не досказав главную. Одна часть концерта — одна картина и одно настроение. Целое складывается из контрастных частей, различных по характеру движения и эмоциональной атмосфере.
Представителями этого направления были Арканджело Корелли и Антонио Вивальди.
Для музыки Арканджелло Корелли характерны отсутствие тематических контрастов в пределах частей, ясный и открытый образный мир.
Основные черты музыки Антонио Вивальди: яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.
В области органной музыки ведущее место принадлежит Джироламо Фрескобальди. Основными чертами его стиля были смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.
|
Ж. де Ла Тур. Гиронда
|
Клавирная музыка барокко представлена двумя жанрами. Один из них — пьесы-миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений — мелизмов, представляющих собой “кружево” коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу. Непревзойденным мастером этого направления был Франсуа Куперен.
Другой жанр клавирной музыки — сюита. Такое произведение состояло из нескольких частей — танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур.
Аллеманда (фр. allemande — немецкая), например, немецкого происхождения; куранта (фр. courante — бегущая) — итальянского; родина сарабанды (исп. zarabanda) — Испания, жиги (англ. jig) — Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп.
Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера — менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.
Наиболее сложная форма полифонической музыки — фуга (лат. fuga — бег). В основе фуги лежит тема — мелодия, которая проводится по разным голосам. Её переход в другой голос называется имитацией — второй голос имитирует, то есть повторяет, тему на другой высоте.
Обычно фуга имеет три части: экспозиционную, развивающую и завершающую. Каждая часть состоит в свою очередь из двух элементов: разработки темы и интермедии — фрагмента, когда тема не звучит и слушатель погружается в другую мелодию.
В экспозиции тема развивается в основной тональности попеременно всеми голосами в определённом порядке и по строгим правилам. Затем следует интермедия. Во второй части тема претерпевает различные изменения. Она может звучать на другой высоте, в другой тональности, в уменьшении (“сжимается”), увеличении (“растягивается”), от конца к началу (в обратной последовательности), восходящее движение заменяется нисходящим и т. д. Нередко применяется наложение темы в одном голосе на её же звучание в другом, что усиливает напряжённость. Третью часть, так же как и вторую, предваряет интермедия. В заключительном разделе тема возвращается в основную тональность, и всё “становится на свои места”.
Таким образом, то, что слово “фуга” произошло от слова “бег”, не случайно. Голоса всё время как бы догоняют друг друга и приходят к согласию лишь в конце.