Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Арканджело Корелли
 


Portret Dgovanni Gabriele s lutney
А. Карраччи.
Портрет Джованни Габриэле с лютней

     Арканджело Корелли — один из создателей жанра кончерто гроссо. В концерте обычно принимают участие солирующий инструмент (или группа инструментов) и оркестр. “Большой концерт” строился на чередовании сольных эпизодов и звучании всего оркестра, который в XVII столетии был камерным и преимущественно струнным.
     У Корелли солировали большей частью скрипка и виолончель. Его концерты состояли из разных по характеру частей; их количество было произвольно.
     Корелли — композитор и виртуоз — утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. “Всякий труд, — писал он, — должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами”.
     В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать больших концертов (Concerto grosso). Эти творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.
     Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.
     Стиль Корелли, с его отчетливо проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далёкий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, удивительно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII в. Скорее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столетия.

     Concerto Grosso № 8 соль минор “На рождественскую ночь”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz