Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Георг Фридрих Гендель
 


Portret Mari Rusven
А. ван Дейк.
Портрет Мари Русвен

     Георг Фридрих Гендель — крупнейший полифонист, тяготеющий к вокально-инструментальным формам.
     Его инструментальная музыка, показательная для стиля композитора, связана с вокальными произведениями. Именно образы, картинно-изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тему, общий облик пьес, отдельных частей. В целом для произведений композитора характерны блеск, пафос, густота звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени, темперамент, импровизация.
     Наиболее характерен для творческого облика Генделя жанр concerto grosso и концерта вообще (для органа, для оркестра). Гендель допускал свободный состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его концерты (в том числе и для органа) — чисто светские произведения, с включением танцевальных частей. В них преобладают праздничность, энергичность, контрастность, импровизационность.
     Гендель работал и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах, фантазиях, каприччо, вариациях. Однако ведущее место в его творчестве занимают такие жанры, как опера и оратория.
     В течение тридцати лет Гендель работал над оперными произведениями, написанными в стиле итальянской оперы, но не ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт традиционен. Два лагеря, две нации, конфликт в душе героя (борьба между чувством и долгом).
     Вокальные формы близки инструментальному складу. Гендель объединяет речитатив и арию в сцене сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа весьма импозантна, величественна, полна мощи.
     Оратории — высшее творческое достижение Генделя. Композитор создал 32 оратории, большинство которых написано на библейские сюжеты. Наиболее известные — “Израиль в Египте”, “Мессия”, “Самсон”, “Иуда Маккавей”. Сюжеты этих ораторий похожи. В центре драматического повествования находится герой, на долю которого выпадают тяжёлые испытания. Пройдя через них, он переживает второе рождение.

Samson prazdnuet pobedu
Г. Рени.
Самсон празднует победу

     Например, в основе оратории “Самсон” лежит ветхозаветная история о древнееврейском герое, который защищал свой народ от порабощения филистимлянами. Самсона никто не мог победить, так как Бог наделил его необыкновенной силой. Возлюбленная героя, филистимлянка Далила, выведала тайну Самсона: если обрезать его длинные волосы, сила исчезнет. Когда герой спал, филистимляне так и сделали, а затем ослепили Самсона и заточили его в темницу. Решив ещё больше унизить поверженного врага, филистимляне привели Самсона на праздник. И тут случилось чудо: герой вознёс молитву к Богу и к нему вернулась былая мощь. Он сдвинул с места колонны храма, здание обрушилось на собравшихся, и те погибли под обломками, которые погребли под собой и героя.
     Особняком стоит оратория “Мессия”. Связного сюжета здесь нет. Оратория на основе текстов Библии (Книга пророков, Псалтырь и Евангелия) рассказывает о пришествии Христа, его смерти и воскресении. В центре внимания художника — не события земной жизни Сына Божьего, а его миссия.
     Оратории Генделя поражают мощью звучания хора, виртуозным использованием полифонии, мягкими и гибкими, выразительными мелодиями арий. Хор призван подчёркивать монументальность события, его огромную значимость для человечества, а арии — силу чувств героя.

     Concerto Grosso in F. Concerto Grosso in B.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz