Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Genshina s gamboy
Б. Строци. Женщина с гамбой

     Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории и более камерный — кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания.
     Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны.
     Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Развитие жанра связано с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.
     Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).
     Существовали светские и духовные кантаты. В протестантском богослужении кантата играла роль, сопоставимую с ролью храмовой живописи, — представляла в музыкальных образах библейские события, то есть создавала музыкальные иллюстрации к фрагментам Священного Писания. Она помогала верующему “пережить” (а значит, глубоко понять) тот или иной эпизод библейской истории.
     Кантату мог завершать (а порой и открывать) хорал, в котором излагался основной смысл отрывка. Мелодия хорала была известна, поэтому к пению присоединялись прихожане.

     Г. Ф. Гендель. Оратория “Мессия”. Хор “Аллилуйя.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz