|
М. Мериан-ст.
Вид Лейпцига. XVII век |
Иоганн Себастьян Бах при жизни славился как виртуозный органист и прекрасный педагог, но отношение мастера к музыке было сдержанным. Творчество Баха настолько глубоко и многогранно, что современники не смогли оценить его по достоинству. Должно было пройти целое столетие, чтобы Бах получил признание как великий композитор.
В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Не случайно, что большая часть наследия композитора — духовная музыка. К опере — самому популярному жанру XVIII в., Бах не обращался.
Бах никогда не покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах (Лейпциге, Любеке и др.). Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестантского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Важнейшая особенность его музыки — удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверено, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных (в том числе органных) произведений.
Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений — кантаты, хоралы и др.
Кантаты Баха, особенно арии, исполнены огромной эмоциональной силы. Молитвенная отстранённость сочетается в них со светлой радостью, а внутренний драматизм с лирикой. В наследии композитора есть сольные (то есть написанные для одного певца и оркестра) и сольно-хоровые (включают арии и дуэты солистов, речитативы, хоры) сочинения. Сольная кантата передаёт сокровенные чувства одного человека, возникающие при чтении текста Писания, а сольно-хоровая — всей церковной общины. Помимо духовных Бах создал и светские кантаты. В “Кофейной” и “Крестьянской” есть черты комической оперы, а кантату “Феб и Пан” можно даже назвать сатирическим произведением.
|
Г. Рени.
Евангелист Матфей и ангел
|
“Страсти по Матфею” — музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная идея “страстей” — самопожертвование Сына Божьего ради блага людей. Корни этого жанра восходят к продолжительным и торжественным евангельским чтениям на Страстной неделе (последняя неделя Великого поста перед Пасхой), вошедшим в церковный обиход в IV в. С XIII в. текст “страстей” стал произноситься по ролям. Выделялись партии Евангелиста, позднее — отдельных персонажей (Христа, Иуды, Петра, Пилата и др.), реплики толпы. В католическом богослужении сохранялся латинский текст. С возникновением протестантизма появились “страсти” на немецком языке.
Расцвет жанра относится к XVII-XVIII вв., и связан он прежде всего с творчеством Баха, который внёс в “страсти” существенные изменения. “Страсти по Иоанну” и “Страсти по Матфею” — драматически сложные композиции. Партия Евангелиста (тенор) представляет собой речитатив. Кроме евангельского текста Бах использовал современный поэтический текст: на него написаны арии, завершающие каждую сиену. Арии передают размышления человека, читающего Евангелие, его переживания и молитву, поэтому они предназначены для анонимных персонажей - в нотах указан только голос (сопрано, бас и т. д.). В каждой сиене присутствует хор, выражающий взгляд всей церковной общины. В “Страстях” Баха три типа хора: хор, исполняющий хорал-молитву; хор, передающий отстранённую оценку событий; хор как непосредственный участник действия, то есть народ. Благодаря такому сложному построению “Страсти” одновременно показывают и евангельские события, и молящегося, который над этими событиями размышляет.
Одно из величайших творений Баха — “Месса си минор”. Композитор создавал это произведение, понимая, что оно не может быть исполнено в церкви (слишком велико для богослужения). Сложность структуры мессы сочетается с необыкновенной тонкостью и красотой музыки. Здесь есть арии, вокальные ансамбли, хоры; переданы самые разные эмоциональные состояния — от ликования до жалобы, от героики до лирики. Вокальные партии написаны на короткие фразы латинского текста, поэтому музыка передаёт смысл каждого слова. Эмоциональный центр мессы — хор “Распятый за нас при Понтии Пилате”; в музыке звучит глубокий трагизм и сдержанность, внутренняя просветлённость.
Не менее значительно органное и клавирное наследие Баха: прелюдии, токкаты, фуги, хоральные обработки. В токкате и фуге ре минор для органа, “Хроматической фантазии”, фуге для клавира и других произведениях соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.
|
И. С. Бах. Ноты фуги из сборника “Хорошо темперированный клавир”
|
Помимо крупных сочинений Бах писал хоральные прелюдии, то есть обработки хоралов. Это “инструментальные размышления” без слов над евангельскими событиями или псалмами. Прелюдии звучали во время богослужения между чтением Библии и должны были помогать прихожанам осмыслить услышанное. Бах свободно обращался с хоральными мелодиями: он только намечал их короткими отрывками, а затем окружал более сложными собственными мелодиями. Это очень личное, сокровенное переживание событий Священной истории.
В экспериментальном сочинении — сорока восьми прелюдиях и фугах “Хорошо темперированного клавира” — Бах использовал возможности нового способа настройки клавира (он называется темперированным), когда звуки отделены друг от друга равными расстояниями (полутонами). Темперированный строй позволял сочинять музыку в любой тональности, и композитор показал выразительные возможности каждой из них.
Оркестровая музыка — ещё одна грань творчества мастера. Он написал шесть Бранденбургских концертов, клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели и т. д. В оркестровых сочинения Бах стремился соединить строгость формы (большинство концертов — в трёх частях) с богатством тембров, оригинальными сочетаниями инструментов. “Жемчужина” его оркестра — корнет.
Концерт для двух скрипок с оркестром. Часть первая.
Фуга ми минор.
“Magnificat”. Дуэт тенора и альта.
Кантата № 78 “Христос, ты моя душа”. Дуэт сопрано и альта.
“Страсти по Матфею”. Ария альта “Сжалься”.