Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Иоганн Себастьян Бах
 


Vid Leypciga
М. Мериан-ст.
Вид Лейпцига. XVII век

     Иоганн Себастьян Бах при жизни славился как виртуозный органист и прекрасный педагог, но отношение мастера к музыке было сдержанным. Творчество Баха настолько глубоко и многогранно, что современники не смогли оценить его по достоинству. Должно было пройти целое столетие, чтобы Бах получил признание как великий композитор.
     В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Не случайно, что большая часть наследия композитора — духовная музыка. К опере — самому популярному жанру XVIII в., Бах не обращался.
     Бах никогда не покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах (Лейпциге, Любеке и др.). Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестантского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
     Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Важнейшая особенность его музыки — удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверено, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных (в том числе органных) произведений.
     Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений — кантаты, хоралы и др.
     Кантаты Баха, особенно арии, исполнены огромной эмоциональной силы. Молитвенная отстранённость сочетается в них со светлой радостью, а внутренний драматизм с лирикой. В наследии композитора есть сольные (то есть написанные для одного певца и оркестра) и сольно-хоровые (включают арии и дуэты солистов, речитативы, хоры) сочинения. Сольная кантата передаёт сокровенные чувства одного человека, возникающие при чтении текста Писания, а сольно-хоровая — всей церковной общины. Помимо духовных Бах создал и светские кантаты. В “Кофейной” и “Крестьянской” есть черты комической оперы, а кантату “Феб и Пан” можно даже назвать сатирическим произведением.

Evangelist Matfey i angel
Г. Рени.
Евангелист Матфей и ангел

     “Страсти по Матфею” — музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная идея “страстей” — самопожертвование Сына Божьего ради блага людей. Корни этого жанра восходят к продолжительным и торжественным евангельским чтениям на Страстной неделе (последняя неделя Великого поста перед Пасхой), вошедшим в церковный обиход в IV в. С XIII в. текст “страстей” стал произноситься по ролям. Выделялись партии Евангелиста, позднее — отдельных персонажей (Христа, Иуды, Петра, Пилата и др.), реплики толпы. В католическом богослужении сохранялся латинский текст. С возникновением протестантизма появились “страсти” на немецком языке.
     Расцвет жанра относится к XVII-XVIII вв., и связан он прежде всего с творчеством Баха, который внёс в “страсти” существенные изменения. “Страсти по Иоанну” и “Страсти по Матфею” — драматически сложные композиции. Партия Евангелиста (тенор) представляет собой речитатив. Кроме евангельского текста Бах использовал современный поэтический текст: на него написаны арии, завершающие каждую сиену. Арии передают размышления человека, читающего Евангелие, его переживания и молитву, поэтому они предназначены для анонимных персонажей - в нотах указан только голос (сопрано, бас и т. д.). В каждой сиене присутствует хор, выражающий взгляд всей церковной общины. В “Страстях” Баха три типа хора: хор, исполняющий хорал-молитву; хор, передающий отстранённую оценку событий; хор как непосредственный участник действия, то есть народ. Благодаря такому сложному построению “Страсти” одновременно показывают и евангельские события, и молящегося, который над этими событиями размышляет.
     Одно из величайших творений Баха — “Месса си минор”. Композитор создавал это произведение, понимая, что оно не может быть исполнено в церкви (слишком велико для богослужения). Сложность структуры мессы сочетается с необыкновенной тонкостью и красотой музыки. Здесь есть арии, вокальные ансамбли, хоры; переданы самые разные эмоциональные состояния — от ликования до жалобы, от героики до лирики. Вокальные партии написаны на короткие фразы латинского текста, поэтому музыка передаёт смысл каждого слова. Эмоциональный центр мессы — хор “Распятый за нас при Понтии Пилате”; в музыке звучит глубокий трагизм и сдержанность, внутренняя просветлённость.
     Не менее значительно органное и клавирное наследие Баха: прелюдии, токкаты, фуги, хоральные обработки. В токкате и фуге ре минор для органа, “Хроматической фантазии”, фуге для клавира и других произведениях соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.

Noti fugi
И. С. Бах. Ноты фуги из сборника “Хорошо темперированный клавир”

     Помимо крупных сочинений Бах писал хоральные прелюдии, то есть обработки хоралов. Это “инструментальные размышления” без слов над евангельскими событиями или псалмами. Прелюдии звучали во время богослужения между чтением Библии и должны были помогать прихожанам осмыслить услышанное. Бах свободно обращался с хоральными мелодиями: он только намечал их короткими отрывками, а затем окружал более сложными собственными мелодиями. Это очень личное, сокровенное переживание событий Священной истории.
     В экспериментальном сочинении — сорока восьми прелюдиях и фугах “Хорошо темперированного клавира” — Бах использовал возможности нового способа настройки клавира (он называется темперированным), когда звуки отделены друг от друга равными расстояниями (полутонами). Темперированный строй позволял сочинять музыку в любой тональности, и композитор показал выразительные возможности каждой из них.
     Оркестровая музыка — ещё одна грань творчества мастера. Он написал шесть Бранденбургских концертов, клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели и т. д. В оркестровых сочинения Бах стремился соединить строгость формы (большинство концертов — в трёх частях) с богатством тембров, оригинальными сочетаниями инструментов. “Жемчужина” его оркестра — корнет.

     Концерт для двух скрипок с оркестром. Часть первая.

     Фуга ми минор.

     “Magnificat”. Дуэт тенора и альта.

     Кантата № 78 “Христос, ты моя душа”. Дуэт сопрано и альта.

     “Страсти по Матфею”. Ария альта “Сжалься”.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz