Для венецианской оперной школы было характерно:
— античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;
— захватывающее действие, любовные интриги;
— введение комических эпизодов;
— опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;
— утрачивается виртуозность;
— изменяется функция речитативов — только связки между ариями;
— большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой;
— утверждаются оперные декорации.
Клаудио Монтеверди — крупнейший музыкальный драматург первой половины XVIII в., основоположник венецианской оперной школы. Монтеверди соединил в своём творчестве лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция). Во многом благодаря Монтеверди в 1637 г. в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр.
Уже в первых операх — “Орфей” и “Ариадна” — композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие.
|
Ф. Халс.
Два музицирующих мальчика
|
Монтеверди — автор многих опер, но сохранились только три — “Орфей”, “Возвращение Улисса на родину” (на сюжет древнегреческой эпической поэмы “Одиссея”) и “Коронация Поппеи”.
В произведениях Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер — монолог-речитатив, в котором ясно звучит каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Монологи, диалоги и хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга, действие развивается неспешно (в операх Монтеверди три-четыре акта), однако динамично.
Важную роль композитор отводил оркестру. В “Орфее”, например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оркестровая музыка не просто сопровождает пение, но сама рассказывает о событиях, происходящих на сцене, и переживаниях персонажей. В “Орфее” впервые появилась увертюра — инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению.
Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы.
Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку, религиозные и светские мадригалы. Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы — хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии. В творчестве Клаудио Монтеверди новое соединилось со старым — традициями эпохи Возрождения.
Монолог Орфея из оперы “Орфей”.