|
Ж.-Б. Белин-ст. Ваза с цветами
и бронзовый бюст Людовика XIV
|
Французская музыка наряду с итальянской — одно из значительных явлений культуры XVII-XVIII столетий. Развитие музыкального искусства было связано прежде всего с оперой и камерной инструментальной музыкой.
Французская опера испытала сильное влияние классицизма — художественного стиля, сложившегося во Франции в XVII в.
При дворе “короля-солнца” Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха.
Во французской музыке появилась своя разновидность оперы-сериа — лирическая трагедия. Создателем этого жанра стал Жан Батист Люлли — выдающийся музыкант, композитор, дирижер, скрипач, клавесинист.
Оперное творчество Люлли развернулось в последнее пятнадцатилетие его жизни — в 1670-1680-х годах. За это время он создал пятнадцать опер. Среди них широкую известность приобрели “Тезей”, “Атис”, “Персей”, “Роланд” и в особенности “Армида”.
Оперы Люлли, крупные пятиактные произведения, отличались роскошью постановки, пышностью декораций и костюмов, как того требовал двор, желавший ярких зрелищ, праздника. Это типичные для эпохи барокко драмы с чертами классицизма. Здесь бушевали страсти, происходили героические события. Искусственная, изысканная красота в музыке и декорациях, характерная для барокко, — и классицистическая уравновешенность, стройность построения. Это особенность опер Люлли.
|
Г. Терборх.
Девушка, играющая на лютне
|
Люлли писал оперы на сюжеты из античной мифологии и эпических поэм эпохи Возрождения. Лучшая его опера — “Армида” — создана по мотивам героической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо “Освобождённый Иерусалим”.
Согласно сюжету, дамасская царица Армида околдовывает своими чарами рыцаря крестоносца Рено (у Тассо — Ринальдо). Однако сподвижники Рено напоминают ему о воинском долге, и рыцарь покидает возлюбленную, а та в отчаянии разрушает царство.
Главное в музыке Люлли — развёрнутые арии-монологи, в которых темы песенного или танцевального характера чередуются с речитативом, гибко и тонко передающим чувства персонажей. Влияние барокко проявилось не только во внешней роскоши постановки, но в повышенном внимании к любовной драме; именно глубина чувств, а не следование долгу делает героев интересными для слушателя
Большую роль играли танцевальные номера, которые представляли собой законченные сцены.
В операх Люлли сложился особый тип увертюры, позднее названный французским. Это большая и красочная по звучанию оркестровая пьеса, состоящая из трёх частей. Крайние части — медленные, торжественные, с обилием коротких пассажей и других изысканных украшений главной темы. Для середины пьесы выбирался, как правило, быстрый темп. Такая увертюра была уже не проходным номером, под который шумно усаживались опоздавшие, а серьёзным произведением, вводившим слушателя в действие и раскрывавшим богатые возможности звучания оркестра. Из опер французская увертюра вскоре перешла в камерную музыку и позднее часто использовалась в произведениях немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.
Пролог из оперы “Изида”.
Марш для турецкой церемонии.