…И чем далее… уходили улицы, тем чаще росли дворцы и архитектурные создания Буонарротти, Бернини, Борромини…, — и понял он…, что только здесь, в Италии, слышно присутствие архитектуры и строгое величество ее как художества. Н. В. Гоголь
|
П. да Кортона.
Церковь Санти Лука э Мартина
|
Барокко родилось в Италии как папский стиль, который из Рима и Ватикана просочился в другие города, а затем во дворцы знатных семей, таких, как Медичи. Будучи стилем, в значительной степени парадным, не предназначенным для частной жизни, барокко представляло собой великолепный фон для изысканной светской жизни благородного общества — для балов, приемов, банкетов и т. п. В сравнении с парадными жилые помещения этого периода часто выглядели невыразительно и были скудно декорированы. Для архитектуры Италии характерно усиление черт изобразительности, в частности, в композициях фасадов. Фасад становится декорацией, изображением несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (раскрытая пасть чудовища). Для Италии характерна стилизация одних форм под другие, излишества различного рода (детализация, обилие украшений).
|
Дж. Бернини.
Церковь Сан Марчелло аль Корсо
|
Первым архитектором, в творчестве которого проявились черты барокко, был К. Мадерна. Главная работа Мадерны - строительство собора св. Петра. После смерти Мадерны строительство собора продолжил Лоренцо Бернини.
Имена трех величайших архитекторов барокко — Бернини, известного своими римскими фонтанами, Борромини, благодаря которому в основном и распространилось барокко в Риме и Пьетро да Кортона (представитель зрелого барокко) известны всему миру.
Архитектура барокко XVII-XVIII веков в разных городах и районах Италии не была одинаковой. Это было связано с местными особенностями: в Риме она выделялась сильными формами, красочностью; во Флоренции была изысканной; в Генуе, Турине, Венеции — изящной и праздничной; на юге Италии носила декоративный характер
Сложное и непривычно богатое оформление приобрели культовые сооружения, этому способствовало укрепление власти католического духовенства.