Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     …И чем далее… уходили улицы, тем чаще росли дворцы и архитектурные создания Буонарротти, Бернини, Борромини…, — и понял он…, что только здесь, в Италии, слышно присутствие архитектуры и строгое величество ее как художества. Н. В. Гоголь

Cerkovi Santi Luka e Martina
П. да Кортона.
Церковь Санти Лука э Мартина

     Барокко родилось в Италии как папский стиль, который из Рима и Ватикана просочился в другие города, а затем во дворцы знатных семей, таких, как Медичи. Будучи стилем, в значительной степени парадным, не предназначенным для частной жизни, барокко представляло собой великолепный фон для изысканной светской жизни благородного общества — для балов, приемов, банкетов и т. п. В сравнении с парадными жилые помещения этого периода часто выглядели невыразительно и были скудно декорированы. Для архитектуры Италии характерно усиление черт изобразительности, в частности, в композициях фасадов. Фасад становится декорацией, изображением несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (раскрытая пасть чудовища). Для Италии характерна стилизация одних форм под другие, излишества различного рода (детализация, обилие украшений).

Cerkov San Marchello al Korso
Дж. Бернини.
Церковь Сан Марчелло аль Корсо

    Первым архитектором, в творчестве которого проявились черты барокко, был К. Мадерна. Главная работа Мадерны - строительство собора св. Петра. После смерти Мадерны строительство собора продолжил Лоренцо Бернини. 
    Имена трех величайших архитекторов барокко — Бернини, известного своими римскими фонтанами, Борромини, благодаря которому в основном и распространилось барокко в Риме и Пьетро да Кортона (представитель зрелого барокко) известны всему миру.
     Архитектура барокко XVII-XVIII веков в разных городах и районах Италии не была одинаковой. Это было связано с местными особенностями: в Риме она выделялась сильными формами, красочностью; во Флоренции была изысканной; в Генуе, Турине, Венеции — изящной и праздничной; на юге Италии носила декоративный характер
     Сложное и непривычно богатое оформление приобрели культовые сооружения, этому способствовало укрепление власти католического духовенства.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz