Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


    Во Франции и Германии стиль барокко часто применялся для католических сооружений, но Англия, являясь антикатолической страной, долго не воспринимала этот стиль искусства.

Sobor sv. Pavla
К. Рен. Собор св. Павла

    Самым значительным барочным сооружением в Англии является собор св. Павла по проекту Кристофера Рена. Первоначальный проект отличался от ныне существующего, сохранившийся макет собора назвали “большой моделью” и его тоже можно увидеть в самом соборе.
    Собор св. Павла был построен в 1675–1710 гг. Изменяли его доже во время процесса строительства: Рен заменил башню на купол, одновременно изменил расположение и строение внешних продольных нефов, которые вытянул на много футов вверх как фальш-стены перед окнами верхнего этажа главного нефа и хора, чтобы отметить начало купола. Кроме того, эти стены были построены на 2 фута толще, поскольку на них давил их собственный, связанный с новой высотой дополнительный вес. В промежутке между верхним этажом хоров и внешними фальш-стенами зодчий спрятал контрфорсы для опоры свода хора.
     Несомненно, смелое применение такого приема доказывает, что Рен подходил к своей работе со свойственной барокко изощренностью. Тот же артистизм руководил им и при создании купола. Здесь Рен обратился к предложению Микеланджело, разработанному для внутренней чаши купола собора Св. Петра в Риме, и создал в церковном помещении впечатляющий внутренний купол, в то время как внешний купол значительно более высок и виден на огромном расстоянии.

Biblioteka Redkliff
Дж. Гиббс.
Библиотека Рэдклифф

     Библиотека Рэдклифф в Оксфорде была крупным публичным сооружением архитектора Джеймса Гиббса. Шестнадцатиугольник обрамлен колоннадой из расположенных парами коринфских полуколонн, которые Гиббс, по собственному признанию, позаимствовал их мавзолея Адриана в Риме. Библиотека Рэдклифф является шедевром Гиббса — эклектичным и при этом оригинальным, мощным и в то же время совершенно органичным. Барокко пришло и в Англию, как это видно на примере величественных колонн и куполов собора Св. Павла, созданного архитектором Кристофером Реном. Английское барокко никогда не достигало такого величия, как во Франции и Италии, хотя стиль пышно проявился в лепнине и резьбе по дереву.

     Бленимский дворец (Бленхеймский) архитектора Джона Ванбру был в первую очередь построен, как национальный памятник в честь побед герцога Мальборо над Людовиком XIV и только потом предназначался для проживания. Театрально инсценированный въезд через сужающийся двор однозначно заимствованный у Версаля, в то время как в архитектуре волшебных, богато украшенных резьбой фонарей или бельведеров с аркадами на всех четырех угловых башнях невозможно отрицать влияние Борромини.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz