Во Франции и Германии стиль барокко часто применялся для католических сооружений, но Англия, являясь антикатолической страной, долго не воспринимала этот стиль искусства.
Самым значительным барочным сооружением в Англии является собор св. Павла по проекту Кристофера Рена. Первоначальный проект отличался от ныне существующего, сохранившийся макет собора назвали “большой моделью” и его тоже можно увидеть в самом соборе.
Собор св. Павла был построен в 1675–1710 гг. Изменяли его доже во время процесса строительства: Рен заменил башню на купол, одновременно изменил расположение и строение внешних продольных нефов, которые вытянул на много футов вверх как фальш-стены перед окнами верхнего этажа главного нефа и хора, чтобы отметить начало купола. Кроме того, эти стены были построены на 2 фута толще, поскольку на них давил их собственный, связанный с новой высотой дополнительный вес. В промежутке между верхним этажом хоров и внешними фальш-стенами зодчий спрятал контрфорсы для опоры свода хора.
Несомненно, смелое применение такого приема доказывает, что Рен подходил к своей работе со свойственной барокко изощренностью. Тот же артистизм руководил им и при создании купола. Здесь Рен обратился к предложению Микеланджело, разработанному для внутренней чаши купола собора Св. Петра в Риме, и создал в церковном помещении впечатляющий внутренний купол, в то время как внешний купол значительно более высок и виден на огромном расстоянии.
|
Дж. Гиббс.
Библиотека Рэдклифф
|
Библиотека Рэдклифф в Оксфорде была крупным публичным сооружением архитектора Джеймса Гиббса. Шестнадцатиугольник обрамлен колоннадой из расположенных парами коринфских полуколонн, которые Гиббс, по собственному признанию, позаимствовал их мавзолея Адриана в Риме. Библиотека Рэдклифф является шедевром Гиббса — эклектичным и при этом оригинальным, мощным и в то же время совершенно органичным. Барокко пришло и в Англию, как это видно на примере величественных колонн и куполов собора Св. Павла, созданного архитектором Кристофером Реном. Английское барокко никогда не достигало такого величия, как во Франции и Италии, хотя стиль пышно проявился в лепнине и резьбе по дереву.
Бленимский дворец (Бленхеймский) архитектора Джона Ванбру был в первую очередь построен, как национальный памятник в честь побед герцога Мальборо над Людовиком XIV и только потом предназначался для проживания. Театрально инсценированный въезд через сужающийся двор однозначно заимствованный у Версаля, в то время как в архитектуре волшебных, богато украшенных резьбой фонарей или бельведеров с аркадами на всех четырех угловых башнях невозможно отрицать влияние Борромини.