Несмотря на то, что Франция никогда в полной мере не присоединялась к барокко, она оказала свое влияние на его развитие в большей степени, чем любая другая страна, за исключением Италии. Эта было связано с тем, что слава Версаля, дворца “Короля-солнца” с великолепными садами Андре Ленотра, распространилась по всей Европе.
|
Ж. Ламур.
Королевская площадь. Решетка
|
Во Франции стиль барокко приобрел свой особый характер — там это усложненная и роскошная форма классицизма, и только позднее французское барокко стало более витиеватым и причудливым. Ярким представителем этого стиля был плодовитый архитектор Франсуа Мансар. В своих многочисленных интерьерах он опирался на простую красоту классических форм и уделял большое внимание тщательной планировке зданий, устройству и расположению лестниц, галерей, жилых апартаментов в новой и оригинальной манере, предлагая овальные и восьмиугольные помещения. Во Франции преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко.
|
Гобелен. XVII век
|
“Классическое барокко” достигло расцвета при Шарле Лебрене, создавшем стиль Людовика XIV, который нашел наивысшее выражение в обустройстве великолепных покоев дворца в Версале. Сам Людовик XIV принимал живое участие в отделке своего дворца и учредил Мануфактуру гобеленов специально для украшения королевской резиденции. Цветной мрамор для стен и полов, узорчатый темно-зеленый и темно-красный бархат, фонтаны, сводчатые потолки, росписи, создающие иллюзию объема, картины в пышных рамах, сплошь зеркальные стены, обои с золотыми и серебряными нитями, массивная серебряная мебель — все объединялось для создания интерьеров, не имевших себе равных по богатству и роскоши. Лебрен, с его тщательной проработкой каждой детали интерьера, может считаться первым в мире многогранным профессиональным художником-декоратором по интерьерам.
Заслуживает внимания и дворец Во-ле-Виконт, созданный Луи Лево. В нем проявились все черты французского барокко.