Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


    Вена, столица Австрии, Богемии и Венгрии, после 1683 г. в результате окончания турецкого господства переживала необычайный расцвет. Австрия благодаря растущей национальной гордости стала первой страной немецкого языкового пространства, в которой развился стиль барокко.
    В Австрии особняки тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями-пилястрами, колоннами, арками со скульптурой.

Biblioteka Hofburga
И. фон Эрлах.
Библиотека Хофбурга

    Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656–1723) — один из самых оригинальных архитекторов в Европе того времени. Он учился в Италии и по возвращении в Вену стал придворным архитектором императора Иосифа I.
    К ранним произведениям Эрлаха относится замок Фрайн в Моравии (ныне Чехия). Большая овальная форма замка впечатляюще возвышается на крутом склоне над рекой. Новшеством были большие овальные чердачные окна, создающие резкий контраст между массой кладки и вырезом окна.
    Завораживающим произведением Фишера фон Эрлаха является церковь св. Карла Борромея в Вене. Величина строительной площади для этого необычайного собора вдохновила зодчего на создание длинного, оформленного как декоративная стена, фасада с боковыми колокольнями и портиком. Две колонны по краям портика напоминают минареты, с вырезанными в камне сценами из жизни св. Карла Борромея и увенчаны императорскими орлами и куполами.
     Великолепный стиль Эрлаха достиг своего апогея в венской библиотеке Хофбурга, которая хотя и была спроектирована самим Фишером, но была построена лишь после его смерти его сыном. Нигде больше плоды науки и культуры не получили такой праздничной обители, как в придворной библиотеке с ее овальным залом, покрытым сводом в виде купола, разделенным на части колоннадами и украшенным фресками Даниэля Грана.

    Преемником Фишера фон Эрлаха стал его соперник Иоганн Лукас фон Гильдебрандт (1668–1745). Его главный шедевр — венский Бельведер. Этот необыкновенный замок состоит из двух садовых дворцов — Верхнего и Нижнего. В то время жилые дворца за пределами городских стен ценились очень высоко, но ни один из них не мог сравниться с Бельведером.
     В то время как относительно скромный Нижний Бельведер служил летней резиденцией принца Евгения Савойского, по заказу которого Бельведер и был построен, Верхний дворец предназначался для размещения его художественной коллекции и в качестве площадки для придворных праздников.

Belveder
И. фон Гильдебрандт. Бельведер

    Замковый комплекс является великолепным примером организации интерьеров барокко, напоминающих театральные декорации, в которых архитектура вписана в композицию из садов, террас, пандусов, великолепных аллей, фонтанов, водоемов.

Abbatstvo benedektincev
Я. Прандауэр.
Аббатство бенедиктинцев. Мельк

     Якоб Прандауэр (1660–1726) — третье лицо в триумвирате великих австрийских зодчих барокко — посвятил себя почти полностью церковной архитектуре, он был глубоко набожным человеком и членом религиозного братства.
    Его лучшим произведением считается бенедиктинский монастырь Мельк в Нижней Австрии, который он перестраивал в 1702 и 1727 гг.
    В то время как силуэт с парными башнями является ответом на традицию готики, сценически построенный Пандауэром комплекс зданий западного двора — изобретение чисто барочное.
    Аббатство в Мельке расположено на высоком скалистом берегу Дуная. Мощные корпуса, уходящие вглубь, напоминают крепостные сооружения. В комплекс монастыря вошли жилые и хозяйственные постройки, широкие дворы, похожие на площади, и роскошные парадные покои.
    В первой половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм. Это связано с изменением общественного устройства в странах Западной Европы.   

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz