Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Портрет Ф. Борромини
 


     Франческо Борромини родился 25 сентября 1599 года в Ломбардии. Приехав в Рим в 1614 году, он работал каменщиком у Мадерны, своего дяди. Его деятельность в качестве каменщика началась с работы на строительстве собора св. Петра. Это было его призванием в течение многих лет, и в течение всей жизни Борромини остается непосредственно связанным с обработкой и применением строительных материалов. Для его работ типично:
     дробность массы здания;
     динамизм решений;
     богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни.

Palacco Spada
Ф.Борромини.
Палаццо Спада

     Уже самая ранняя из его работ — коридор в садовом корпусе палаццо Спада со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, — отмечена незаурядной изобретательностью. С помощью искусственной перспективы, сильного конусообразного сужения пространства коридора и использования энергичного светотеневого контраста Борромини сумел короткому пространственному отрезку сообщить вид протяженной сводчатой галереи, в дальнем арочном проеме которой рисуется освещенная солнцем садовая статуя.

Dvorik monastirya San Karlo
Ф. Борромини.
Дворик монастыря Сан Карло

     Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сант Карло алле Куатро Фонтане. Церковь Сант Карло была построена на скромные средства испанского монашеского францисканского ордена, который до сих пор владеет ею. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору.

Kolokolnya cerkvi Sant Andrea
Ф. Борромини.
Колокольня церкви Сант Андреа

     В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано, фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте.
     Произведения Борромини — одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство.
     Умер Борромини в Риме 2 августа 1667 года.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz