Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Джованни Бернини
 


Pohishenie Prozerpini
Дж. Бернини.
Похищение Прозерпины

     Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини (7 декабря 1598 г., Неаполь — 28 ноября 1680 г., Рим) — итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко. Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини. Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. Для его работ типично:
     изящество в сочетнии с математическим расчетом;
     мастерская работа с фактурой камня;
     использование оптических эффектов;
     повышенная эмоциональность, театральность.
     Уже ранние скульптуры Бернини (“Давид”; “Похищение Прозерпины”; “Аполлон и Дафна”) свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, “как воск”, он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов: имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.
     Весьма рано он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Постепенно в портретах Бернини. усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV).

Portret Ludovika XIV
Дж. Бернини.
Портрет Людовика XIV

     Любимец папского двора (ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный в 1629 г. главным архитектором собора святого Петра, он в 1624-1633 гг. возвел под его куполом величественный и динамичный в своей монументальной живописности бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста.
     Также в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую “Кафедру св. Петра”, украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII. В этих произведениях при всей их живописной риторике усиливаются черты углубленного драматизма. Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.

Baldahin v sobore sv. Petra
Дж. Бернини.
Балдахин в соборе св. Петра

     Впав в немилость при папе Иннокентии X и временно удаленный в середине 1640-х гг. от папского двора, он создает вне Ватикана известнейшее свое скульптурное произведение “Экстаз святой Терезы” в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Мистический экстаз святой переходит тут в чувственно-эротическое переживание, камень мрамор обращается в массу изломанных, невесомых форм.
     Пропаганда католической веры была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектуры. Более, чем какой-либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре “вечного города” Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничность облика Рима.

Kollonada na ploshadi sv. Petra
Дж. Бернини.
Колоннада на площади св. Петра

     По его проектам и эскизам были построены пышные фонтаны с живыми, динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, фонтан “Тритон” на площади Барберини и фонтан “Четырех рек” на площади Навона, возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале, увлекающая мощным, пульсирующим ритмом своих форм, устроена “Королевская лестница” в Ватикане, в которой хитроумный перспективный трюк заставляет спускающуюся сверху фигуру выглядеть гораздо выше, чем на самом деле.
     Приглашенный в 1665 г. в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты нового фасада Лувра и в 1671-1677 гг. конного памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля.
     Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение и в написанных им пьесах (комедия “Фонтан Треви” и др.), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты. Работая и как живописец, и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей (став одним из основоположников искусства карикатуры).
     Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006
Используются технологии uCoz