Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     Во Франции элементы барокко отчетливо проявились в первой половине XVII в., но со временем барокко во французской литературе вытесняется классицизмом, а в итоге создается так называемый “большой стиль”. Барокко во Франции приняло столь специфические формы, что до сих пор ведутся споры о том, существовало ли оно там вообще.

Agrippa d'Obinie
Агриппа д'Обинье

     Элементы барокко присущи уже творчеству Агриппы д'Обинье, который в “Трагических поэмах” выразил ужас и протест против жестокости окружающего мира и в “Приключениях барона Фенеста” поставил проблему “быть или казаться”.
     Во Франции барокко нашло свое выражение и в творчестве одного из крупнейших философов, мыслителей и стилистов XVII в. Б. Паскаля.
     Французскую поэзию барокко в целом отличают изящество, реалистические наклонности, чувство меры в воплощении эмоций, тонкая музыкальность.
     Во французской поэзии барокко представлено особенно широко и многообразно вплоть до 1660 года, когда одновременно наступают этап решительного торжества абсолютизма над оппозиционными силами. Бурная же, мятежная, преисполненная брожения первая половина века — благодатная пора для развития стиля барокко.
     Во французской поэзии обозначаются три основные его разновидности. Прежде всего это религиозная поэзия. Ласепэд, Фьефмелен, Годо и другие обращаются к темам, распространенным в литературе барокко (бренность и слабость человека, обреченность на страдания, скоротечность жизни и ее никчемность перед лицом вечности), но решают их однообразно, узко, следуя предписаниям ортодоксальной догмы, иллюстрируя Священное писание, прославляя творца и загробную жизнь.

Chitaushiy mugchina
Г. Терборх.
Читающий мужчина

     Сходные же мотивы непостоянства, шаткости, тленности всего живого, но в сочетании с выражением жгучей привязанности к земному существованию, к плотским радостям, неуемной жажды наслаждений и в силу этого эмоционально богаче, драматичнее, рельефнее, разрабатывают поэты-вольнодумцы, “романтики времени Людовика XIII”).
     Самые значительные из поэтов-вольнодумцев первой половины XVII века — это Теофиль де Вио и Антуан де Сент-Аман. Расцвет их творчества падает на 20-е годы XVII столетия.
     Вольнодумный вариант барокко дает буйные побеги прежде всего в виде бурлескной поэзии. Ее самые яркие представители — Поль Скаррон и Сирано де Бержерак. Бурлескные поэмы Скаррона (“Тифон, или Гигантомахия” и “Вергилий наизнанку”), имевшие шумный успех, отражали недовольство существующими порядками, возбуждали дух неуважения к господствующим авторитетам. В “высокой” литературе того времени герои античных мифов служили воспеванию дворянской государственности, а Скаррон, прибегая к бурлескной перелицовке изображал этих венценосных героев в качестве вульгарных и мелких обывателей, движимых ничтожными и эгоистичными побуждениями.

П. Скаррон. Тифон, или Гигантомахия (фрагмент)

 

Он подобрал шары и кегли
И наобум швырнул их ввысь,
И кегли в небо понеслись,
Рукою посланы могучей,
Сквозь плотные, густые тучи
И, разорвав небесный кров,
Домчались до жилищ богов,
Которые беды не ждали
И дым от алтарей вдыхали.

 

     Третья разновидность французского барокко — поэзия, культивировавшаяся завсегдатаями аристократических салонов. Когда-то эта поэзия пользовалась широким признанием, и одновременно к ней и сводилось представление о стиле барокко во французской литературе. Теперь она воспринимается из-за своей условности как наиболее обветшавшее ответвление этого стиля. Но и среди обильной продукции этих стихотворцев встречаются прелестные миниатюры.
     Таковы прежде всего произведения Венсана Вуатюра. Вуатюру в его стихах нередко удавалось освобождаться от ухищрений риторики, от избитых прециозных штампов, добиваться чарующей естественности и легкости слога. В его поэзии наряду с воздействием барочной вычурности отчетливо дают о себе знать классицистические тенденции.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz