Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


     В Англии литература проходит три этапа: период кризиса ренессансных идеалов, участия в гуще революционных схваток, художественного отображения и осмысления их итогов. На всех этих этапах английскую литературу барокко отличают две ведущие черты — творческая мощь и окрашенное разными оттенками ощущение ломки существующих устоев. Но претворяются эти черты по-разному.

Portret chitaushego turista
Рембрандт ван Рейн.
Портрет читающего Титуса

     В поэтическом наследии под воздействием барокко складывается так называемая “метафизическая” школа. Ее основателем стал один из крупнейших поэтов эпохи Джон Донн. Для него и его последователей были характерны склонность к мистицизму и изощренно изысканному сложному языку. Для большей выразительности парадоксальных и вычурных образов использовались не только метафоры, но и специфическая техника стихосложения (диссонансы и т. п.). Интеллектуальная сложность при внутренней смятенности и драматизме чувства определила отказ от социальной проблематики и элитарность этой поэзии.
     После революции в эпоху Реставрации в английской литературе сосуществуют и барокко, и классицизм. Нередко в творчестве отдельных авторов сочетаются элементы обеих художественных систем. Это характерно, например, для “Потерянного Рая” — самого известного произведения крупнейшего из английских поэтов XVII в. Джона Мильтона.

Pogilaya chitaushaya genshina
Рембрандт ван Рейн.
Пожилая читающая женщина

     Эпическая поэма “Потерянный Рай” отличалась невиданной для литературы эпохи грандиозностью и во времени, и в пространстве, а образ Сатаны — бунтовщика против установленного миропорядка характеризовался исполинской страстностью, непокорностью и гордостью. Подчеркнутый драматизм, необычайная эмоциональная выразительность, аллегоризм поэмы, динамизм, широкое использование контрастов и противопоставлений — все эти черты “Потерянного Рая” приближали поэму к барокко.
     Бурные события, сотрясавшие Англию в середине и во второй половине XVII века, находят и иные поэтические отзвуки. Свидетельство тому — творчество Джона Драйдена, чья стихия — патетика.
     Крупнейшим поэтом-сатириком Англии XVII столетия был Сэмуэл Батлер. Его поэма “Гудибрас”, пожалуй, лучший образец этого жанра в европейской поэзии данной эпохи. Сатира Батлера направлена против пуритан. Но пороки, которые он разоблачает, создавая образы полковника Гудибраса и его оруженосца Ральфо, — жадность, стяжательство, лицемерие, нетерпимость, носили объективно более широкий, типический характер. Ими были отмечены нравы того буржуазного общества, которое вырастало, эгоистически пожиная плоды революционного перелома. Сила Батлера — в народных корнях его громогласного смеха, в той удивительной рельефности, с которой вылеплены основные персонажи его эпопеи.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz