|
|
Итальянское барокко нашло свое выражение раньше всего в поэзии. Его родоначальником в Италии стал Джамбаттиста Марино (1569–1625).
Уроженец Неаполя, он прожил бурную, авантюрную жизнь и приобрел европейскую славу. Его мироощущению было присуще принципиально иное по сравнению с Ренессансом видение мира: он полагал, что мир состоит из противоречий, которые и создают единство. Человек же рожден и обречен на страдания и гибель.
Марино использовал привычные литературные формы Ренессанса, прежде всего, сонет, но наполнял его другим содержанием, одновременно вел поиск новых языковых средств с целью поразить и ошеломить читателя. Его поэзия использовала неожиданные метафоры, сравнения и образы. Особый прием — сочетание противоречивых понятий типа “ученый невежда” или “богатый нищий”. Присуща Марино и такая черта барокко, как понимание грандиозности мира природы, стремление соединить космическое начало с человеческим (сборник “Лира”).
Наиболее крупные его произведения — поэмы “Адонис” и “Избиение младенцев”. И мифологические, и библейские сюжеты трактовались автором подчеркнуто динамично, были усложнены психологическими коллизиями и драматичны. Как теоретик барокко Марино пропагандировал идею единства всех искусств.
|
Улыбка страсти, роза, горний цвет,
Снег, обагренный роковою раной,
Рожденный солнцем и землей на свет,
Природы гордость, свет зари румяной,
Что нимфою и пастухом воспет,
Краса и честь семью благоуханной,
О роза, пальму первенства держа,
Ты всем цветам навеки госпожа!
“Адонис”. Отрывок из поэмы |
|
П. П. Рубенс. Венера и Адонис
|