Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин

 


Derevyannaya lustra
Деревянная люстра

     Люстры и навесные (настенные) осветительные приборы в стиле барокко были прекрасным украшением интерьера.
     Барочные люстры создавались двух типов: цельностеклянные люстры с хрустальным убором, и люстры с медным остовом и подвесками в виде дубовых листьев.
     Барочные цельностеклянные люстры существовали в двух вариантах.

Celnosteklyannaya lustra
Цельностеклянная люстра

     Люстры легкого и хрупкого цельного стекла, состоящие из отдельных частей тонкого стекла, часто окрашенного в голубой, розовый или зеленовато-желтый цвет. В состав такого стекла входили песок и сода (его еще называли «венецианским»), оно придавало светильнику впечатление воздушности. Подвесками в таких люстрах служили стеклянные колокольчики, небольшие шаровидные или яйцеобразные украшения, а также изогнутые удлиненные листики. Люстра состояла из нескольких ярусов; отдельные стеклянные части нередко соединялись друг с другом в один спирально извивающийся жгут, придававший люстре динамичность.

Bra
Бра

     Цельностеклянные барочные люстры из толстого, тяжелого и твердого, стекла (так называемого “богемского”), в состав которого входили песок и поташ. Так, люстры выполнялись в форме фигуры животного или человека, от которой отходил стержень с нанизанными на него s-образными ответвлениями-рожками, завершающимися чашечками для светильников. Внизу стержень заканчивался массивным шаром.
     В начале XVIII века бра (от французского bras — “рука”), как и люстры, создавались из хрусталя. По форме они соответствовали половине небольшой люстры, с завершением в виде обелиска. Их делали или из цельного стекла, или с медным остовом и хрустальным убором в виде дубовых листьев и обелисков. Барочные бра лепного цельного стекла в наше время являются редкостью.

Nastennik
Настенник

     Другой вид навесных осветительных приборов — настенники. Настенники обычно имели серебряное с чеканкой или зеркальное основание самых разнообразных форм, которое играло роль отражателя. Такая серебряная или зеркальная доска окружалась рамой прихотливой изрезанной формы.
     К основанию в различных комбинациях прикрепляются разной формы профитки для свечей, так, чтобы они отражались в серебре или зеркале, усиливая свет. Известны барочные настенники трех видов:
     настенники с зеркальной поверхностью, прилегающей к стене и образующей основу светильника; зеркало располагалось на фигурной доске в виде лиры, якоря и т. д.;
     хрустальные настенники, имеющие в декоре вазу, балясину, пирамиду;
     бронзовые настенники без хрустального убора.

 

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz