К новому костюму полагались и новые украшения. Для ювелирных изделий характерна живописность, пышная декоративность, высокий технический уровень исполнения, изящество, богатые, близкие к природным объемно-пространственные композиции (букеты и гирлянды цветов, каскады воды). Излюбленные декоративные мотивы ювелирных украшений барокко и последующих эпох — бант и розетка с крупным камнем в центре.
В западноевропейских барочных украшениях основной акцент переносится на камень, почти полностью покрывающий поверхность изделия. Металл же выступает как необходимая основа для сверкающего рисунка. Декоративный эффект достигался за счет пластики металла, создающего пышный растительный орнамент. Используется также широчайшая палитра драгоценных камней, чеканка высокого рельефа, яркие эмали. Но бриллианты доминируют в парадных украшениях.
|
Брошь “Стрекоза”
|
В барочных украшениях активно использовался жемчуг как природных неправильных форм, так и обработанный каплевидно (грушевидно). Такие жемчужины и прозрачные камни, часто использовались в качестве подвесок в различных изделиях. Пышные ювелирные украшения в стиле барокко зачастую заказывались комплектами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору.
В Европе обилием драгоценных металлов и камней в интерьере отметились период барокко. Золочение, полудрагоценные камни, цветные эмали — все это использовалось для украшения интерьеров. В моду входят дорогие безделушки, которые с появлением дамских будуаров, стали их непременным атрибутом и особой гордостью.
В будуаре все должно быть утонченно-прекрасным: от серебряного, украшенного цветной эмалью и золочением звонка для вызова слуг, хрустальных флаконов для духов с золотыми крышками, до миниатюрных золотых “пажей” — подобие ножниц, с помощью которых захватывался длинный край платья и крепился к поясу.
Для украшений интерьера наряду с драгоценными и поделочными камнями и металлами использовали необычные материалы: перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусовые яйца. Шедеврами ювелирного искусства стали работы петербургских мастеров И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л. Пфистерера и других.