Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Мартин Опиц


     Мартин Опиц стоит у истоков расцвета немецкой литературы. Без провозглашенной им литературной реформы (очищение литературной речи; призыв использовать художественные достижения ренессансной культуры других европейских стран во главе с Италией, Францией и Англией; обращение к античности как к примеру для “подражания”; решительное обновление системы поэтических жанров) не был бы возможен ее расцвет.
     В своих проникнутых патриотическим пафосом стихах (например, в “Слове утешения среди бедствий войны”), Опиц разрабатывал темы, похожие на те, к которым обращались и многие его современники — барочные поэты.

Razgrablenie i soggenie derevni
Ж. Калло. Разграбление и сожжение деревни. Серия “Большие бедствия войны”

Слово утешения среди бедствий войны

Опять пришла беда… Куда ж теперь податься,
Чтоб отдых отыскать и скорби не поддаться!
Да и о чем скорбеть? Ах, как тут ни крути —
Любой из нас уйдет. Все смертны, Все в пути.

Не лучше ль, отрешась от скорби узколобой,
Рассудком вознестись над завистью и злобой,
Чтоб нас не была дрожь, как маленьких детей,
Которых масками пугает лицедей?

Ведь все, что нас гнетет — такие же личины:
Невзгоды, ужасы, болезни и кончины,
А счастье, из мечты не превратившись в быль,
Нахлынет, как волна, и — разлетится в пыль.

Все это — сон пустой!.. И до чего ж охота
Средь бренности найти незыблемое что-то,
Что не могло б уйти, рассыпаться, утечь,
Чего вовек нельзя ни утопить, ни сжечь.

Разрушит враг твой дом, твой замок уничтожит,
Но мужество твое от обстрелять не может.
Он храм опустошит, разрушит. Что с того?
Твоя душа — приют для бога твоего.

Пусть угоняют скот, — благодаренье небу,
Остался в доме хлеб. А не осталось хлеба —
Есть добродетели спасительная власть,
Которую нельзя угнать или украсть.

Преследованью, лжи, обиде и навету
Не одолеть, не взять святую крепость эту.
Она как мощный дуб, чья прочная кора
Способна выдержать удары топора.

На крыльях разума их темной нашей чащи
Она возносится над всем, что преходяще.
Бог чтит ее одну. Ей велено судьбой
Быть нам владычицей и никогда — рабой!

С чего же мы скорбим, неистовствуем, плачем,
Раз в глубине сердец сокровище мы прячем,
Что нам дано на век — не на день, не на час,
Что никаким врагам не отобрать у нас?!

     Но художественный ключ, в котором Опиц решал темы своих стихотворений, — иной. Он — зачинатель классицизма в Германии (так и не получившего в растерзанной войной стране дальнейшего развития). Стиль произведений Опица прозрачнее, яснее, чем у других поэтов барокко. Опиц стараетсяся глядеть на все “очами разума”. Его поэзия, пропитанная рационалистическим началом, одновременно и суше, прозаичнее творений Грифиуса или Гофмансвальдау.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

Используются технологии uCoz