Мир барокко — мир, в котором нет покоя. И. А. Бунин


Л. К. Пфанцельт.
Портрет архитектора
Бартоломео Франческо Растрелли
 


Andreevskaya cerkov
Б. Растрелли.
Андреевская церковь. Киев

     Царь Петр I с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли, проживавший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы.
     Через пять десятилетий Франческо Бартоломео, став знаменитым русским архитектором, составил перечень своих творений. Не стесняясь, он приписал себе и все те, где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для молдавского господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему успех. Не случайно сын господаря, поэт, посол России в Англии и Франции, Антиох Кантемир в примечании к своей сатире “На зависть и гордость дворян злонравных” написал: “Растрелли родом итальянец... искусный архитектор: за младостью лет не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах...”.

Dvorec Birona
Б. Растрелли.
Дворец Бирона. Латвия

     Императрица Елизавета Петровна придя к власти жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные фасады — укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией. Первым делом архитектору велено было закончить Летний дворец, эту уменьшенную копию знаменитого дворца Людовика XIV в Версале. Затем следовало довершить Аничков дворец на Невском проспекте, начатый талантливым Михаилом Земцовым. Потом сделать пристройку к Зимнему дворцу, изрядно расширить старый дворец царя Петра в Петергофе.
     Работы по перестройке Большого Петергофского дворца ещё только начинались, как маститый зодчий получает новый заказ. Елизавета, решив под старость удалиться на покой, задумала выстроить себе в Смольном монастырь. Заказ на новую постройку был поручен Растрелли.
     Еще полным ходом шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже пожелала, чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу. Когда весной 1757 года Елизавета с гордостью показывала свою новую резиденцию иностранным послам, в общем хоре восторгов не был слышен голос посла Франции. Удивленная императрица обратилась к нему: “Что не понравилось господину послу, чего здесь не хватает?” И в наступившей тишине услышала ответ: “Я не увидел самого главного... Достойного футляра для столь великой драгоценности”.

Marinskiy dvorec
Б. Растрелли. Мариинский дворец. Липки. Украина

     Через некоторое время Растрелли приступает к строительству Зимнего дворца. История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Сохранилось немало его резких донесений с угрозами бросить работу из-за отсутствия опытных мастеров, необходимых материалов и лживых отписок чиновников с обещаниями “тотчас” все исправить. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце и никак не соглашалась на сооружение другого. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца — ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила.
     Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. Как писала в своем Указе императрица Елизавета: “...для одной славы всероссийской империи”. Увы, не довелось ей увидеть дворец завершенным. В апреле 1762 года в нем поселился новый русский император Петр III. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри — свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.

Dvorec v Sankt-Peterburge
Б. Растрелли. Рисунок Аничкова дворца в Санкт-Петербурге

     Через два с половиной месяца жизнь архитектора переменилась. Скинув мужа, на трон села Екатерина II. И сразу же воцарились новые интересы и новая мода: увлечение французскими энциклопедистами и классицизмом. Старый мастер пышного барокко — Франческо Растрелли стал не нужен двору. Тщетно предлагал он свои услуги герцогу курляндскому и королю Пруссии. Эпоха барокко завершилась. В апреле 1771 года Растрелли скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.

© Дмитрий “MD” Дубильт, 2006

 
Используются технологии uCoz