Генри Перселл. Ария Дидоны из оперы “Дидона и Эней”
Didona y Eney
Карел Шкрета. Дидона и Эней

     Прощальная ария, в которой главная героиня оперы расстается со своей любовью и жизнью, написана в национальном английском жанре граунда, что в переводе означает “земля, опора”. Музыканты называют этот жанр вариациями на неизменный бас, когда на одну и ту же повторяющуюся мелодию баса нанизываются мелодии других голосов. В музыке барокко этот жанр был очень популярен для выражения скорби и печали, связанных со смертью. В своем прямом, “похоронном” значении этот жанр жил в культуре Италии, Испании и других стран, где он назывался “пассакалия” или “чакона”. В своей предсмертной арии Дидона обращается к Энею, призывая его помнить о ней. Ария Дидоны сочетает в себе лучшие черты эпохи барокко: силу чувств и сдержанность выражения, искренность и глубокое внутреннее достоинство. Неспешно, как бы из глубины вырастает широкая мелодия — этот мелодический стиль вбирает в себя органичность григорианского пения и выразительность оперной декламации. И вместе с тем ария Дидоны похожа на народную колыбельную песню. Каким образом в одной мелодии уживается национальная мелодика Англии, оперный стиль барокко и стиль духовных песнопений остается загадкой гения Перселла, тайной его обаяния.

Используются технологии uCoz